Талантливый художник IKEA и розыгрыши в искусстве

Тележки IKEA

Посетители нидерландского музея с легкой руки шутников назвали высоким искусством трехгрошовый рисунок из IKEA. Веселый розыгрыш или профанация? Русская служба Би-би-си вспоминает похожие истории из мира современного искусства.

Специализирующаяся на розыгрышах группа голландских пранкеров показала посетителям музея современного искусства в городе Арнеме репринт из магазина IKEA за 10 евро, выдав его за картину авторства некоего IKE Andrews.

Ценители искусства восприняли шутку всерьез, силясь припомнить имя автора произведения и называя картину перспективной.

Ролик в YouTube набрал более полумиллиона просмотров. Посетители подходили к стенду с "шедевром" и на вопрос отвечали, что видят в картине тайные смыслы и отражение "внутреннего хаоса художника", а также удивлялись тому, как до мелочей выписаны детали.

Когда обманутым посетителям сказали, что речь идет всего лишь о принте из мебельного супермаркета, многие, ни слова не говоря, обиженные уходили прочь, другие смеялись.

Шутки с искусством

Шутники или пранкеры (от английского слова prank - "проказа, шалость") не первый раз решают обыграть размытые формулировки ученых мужей, пишущих об искусстве, и высмеять выспренние суждения людей от искусства.

Рисунок авторства IKE Andrews (по первым буквам знаменитого магазина)

Нечеткие границы понимания того, что есть современное искусство, нередко приводят к появлению инсталляций, перформансов, не имеющих ничего общего с миром искусства.

Многие критики идут дальше и говорят, что не следует называть искусством современный арт-перформанс, отказываясь, в частности, относить к таковому акции группы "Война" или последние по времени акции художника Петра Павленского.

"Война" устраивала оргии в музее в канун президентских выборов 2008 года и рисовала гигантский фаллос на Литейном мосту напротив здания петербургского управления ФСБ.

Художник-акционист в рамках прошлых громких акций протеста отрезал себе мочку уха, зашивал себе рот и прибивал яички к брусчатке на Красной площади.

Многие историки истинным родоначальником искусства перформанса и одновременно гениальным шутником по праву считают Марселя Дюшана, который в 1917 году перевернул на 90 градусов писсуар и назвал его "фонтаном", положив начало всему авангарду XX века.

Дюшан перевернул с ног на голову представления людей об искусстве

Писсуар-фонтан был признан по итогам недавнего проводимого в Британии опроса произведением, оказавшим наибольшее влияние на искусство XX века.

Два года назад выразить свой скепсис по поводу современного искусства и одновременно поучаствовать в его развитии решили два шутника Даг и Майкл.

В своем видео How to Be Art оба решили своим примером доказать, что искусством может стать каждый, отсылая, очевидно, к знаменитым "живым перформансам" сербской художницы Марины Абрамович.

Один отправился в британскую галерею Саатчи, другой - в музей современного искусства Тейт Модерн. В музеях шутники стояли по стойке смирно или лежали, держа во рту шарик для игры в пинг-понг.

Постепенно вокруг новых художников собирались люди, оживленно обсуждая арт-акцию и постоянно фотографируя.

Выдуманный Нат Тейт

Обмануть одновременно литературный и художественный мир задумал в 1998 году известный британский писатель Уильям Бойд, дважды номинировавшийся на Букеровскую премию.

Понять, где проходит граница между искусством и мусором, не всегда возможно

Бойд взял и выдумал от начала и до конца целого художника, которого он назвал Нат Тейт (Нат - от Национальной галереи (National Gallery) в Лондоне и Тейт - от музея современного искусства Тейт Модерн) и даже написал его биографию. Бойд явил миру Тейта в 1998 году, спустя 38 лет после его трагической гибели. Бойд писал, что художник средней руки Тейт был "просто уважаемым пьяницей без единой трезвой мысли", который еще при жизни уничтожил почти все свои произведения.

К созданию персонажа, а затем и масштабного литературного труда руку приложили американский писатель и драматург Гор Видал и британская рок-звезда Дэвид Боуи.

Книга была презентована 1 апреля 1998 года, одним из организаторов вечеринки был лично Боуи.

На презентации многие гости говорили, что знавали Тейта, но не были с ним близки. Розыгрыш постепенно раскрылся, что лишь добавило популярности Бойду.

Шутка продолжила жить своей жизнью, когда на аукционе Сотбис в Лондоне в 2011 году рисунок Тейта был продан анонимному покупателю за 7 250 фунтов. Вырученные средства Бойд обещал направить на благотворительные цели.

Борьба с Херстом

Мечта любого настоящего арт-пранкера - выдать свою картину за произведение искусства и повесить ее на всеобщее обозрение в музее.

Инкрустированный бриллиантами череп - одно из самых известных произведений Херста

Так поступил молодой граффити-художник из Британии Картрейн, известность которому принесли, в частности, длительные пререкания с одним из самых успешных современных художников Дэмиеном Херстом.

В 2008 году 16-летний Картрейн сделал коллаж, где использовал созданный Херстом знаменитый образ - его инкрустированный бриллиантами череп, и начал продавать его через интернет. Херсту не понравилось вольное использование созданного им образа, и через юристов он добился того, что юный художник уберет коллаж из продажи и вернет заработанное под страхом суда.

Картрейн не остановился и через год утащил коробку карандашей, составляющую часть инсталляции "Аптека" в Тейте.

Картина, которую Картрейн повесил в Национальной галерее, также была посвящена Херсту. В коллаже был вновь использован череп, глаза которого были заклеены изолентой с надписью Censored.

Некоторые критики называют самого Херста пустышкой и считают, что его работы выросли в цене из-за пузыря на арт-рынке.

Подобные обвинения в адрес крупнейших и успешных художников - неизменны и входят в правила игры, уверен заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Каптча: