Сказ о бюстгальтере, который поднимает дух и не только…

Женщина в бюстгальтере спиной к зрителю
Бюстгальтер - сложный, нужный и весьма привлекательный предмет женского белья

Со времен античной Греции и до наших дней бюстгальтер, он же лифчик, пережил множество различных воплощений, как по форме и назначению, так и в социальном контексте. Корреспондент BBC Culture разбиралась в борьбе идей и мнений вокруг этого предмета женского гардероба.

Это может показаться забавным, но королева нижнего белья Шанталь Томасс в юности была противницей бюстгальтеров. И вообще - этот предмет нижнего белья на протяжении десятилетий то попадал в фавор, то впадал в немилость. Его судьба колебалась вместе с генеральной линией изменчивого социального контекста, моды и взгляда на женское тело.

"С пришествием феминизма в 1960-х мы сбросили бюстгальтеры. Это была эпоха хиппи, и мы носили майки на голое тело, а по пляжу разгуливали топлес. Сейчас никто не ходит по пляжу с обнаженной грудью!" - говорит Томасс, культовый французский дизайнер. Ее отличительные черты и сегодня - ярко-красные губы и коротко стриженные черные волосы. В 1970-е годы она произвела одну из революций в моде, превратив нижнее белье в модный аксессуар: "Я выпустила его на подиум во время недели моды. С тех пор и пошло-поехало".

(Похожие статьи из раздела "Журнал")

В те времена единственным местом, где можно было встретить сексуальное нижнее белье, например, чулки на резинках или бюстгальтер-балконет из "прикольных материалов", была Пляс Пигаль – район "красных фонарей" в Париже. Тогда считалось, что нижнее белье должно быть функциональным, говорит Шанталь Томасс, в чьем архиве собраны фасоны, относящиеся к более женственным эпохам: утонченный, плоский стиль 1920-х и "изысканная палитра, ткани и вышивка" 1930-х годов. "Это было время, когда вы могли себе позволить прекрасные фасоны ручной работы. Сегодня это слишком дорого", - сетует дизайнер, которая считает традицию "поддержки груди", а также обычай скрывать грудь, равно как и выставлять ее напоказ, "частью нашего наследия".

Анналы истории

"В Европе эта традиция восходит к Средним векам, хотя в том или ином виде поддержка груди, безусловно, всегда была элементом нашей культуры, - сказала Томасс в интервью BBC Culture. – Эта истина по-настоящему открылась мне во время путешествий по Азии, где не известна культура бюстгальтера. Там я увидела, как их завораживает этот предмет нижнего белья. Еще в XIX веке женщины в Азии продолжали обматывать груди кусками ткани. Они никогда не носили бюстгальтеров. Там они – абсолютная новинка".

Реклама бюстгальетра-невидимки
Дизайнер Руди Гернрайх представил "революционный" бюстгальтер-"невидимку" в 1964 году

Бюстгальтер, который по-английски чаще называется bra (сокращенно от французского слова brasserie, что буквально означает корсаж или лиф), - предмет, довольно сложный в производстве. Первые фасоны зачастую были неуклюжими и замысловатыми сооружениями, "подставкой под булыжники", если воспользоваться выражением из песенки певицы и актрисы Бетт Мидлер о немецком изобретателе Отто Титслинге.

(Историю Отто Титслинга сочинил канадский писатель-юморист Уоллес Рейберн в книге "Бюст вверх. Духоподъемная повесть об Отто Титцлинге и разработке бюстгальтера" (1972 год). По легенде, Титслинг, немецкий эмигрант, работавший на фабрике женского белья в Нью-Йорке, сконструировал бюстгальтер примерно в 1912 году, откликнувшись на жалобы своей пассии, оперной певицы Сванхильды Олафсен. Изобретение он не запатентовал. Идеей воспользовался француз Филипп де Брассери, который дал бюстгальтеру свое имя. Титслинг подал в суд. В ходе разбирательства перед судьей дефилировали модели в бюстгальтерах, сделанных как по эскизам Титслинга и тех, что на их основе выпускал де Брассери. Немец суд проиграл. – Ред.)

В отрывке из документальной книги "Сохранить форму. Бюстгальтер в Америке", описана сцена, имевшая место в 1930-е годы. Именно в то десятилетие началось массовое производство бюстгальтеров. "Зрелым клиенткам и женщинам с большими висящими грудями предлагали удлиненные бюстгальтеры, с поддержкой со стороны спины, жесткими ободками под чашечками, клиновидными вставками из ткани между чашечками, широкими бретелями, мощными эластичными элементами и легкими косточками". Как повествует цитируемый труд, фирма SH Camp and Company стала пионером в разработке таблицы размеров груди в зависимости от величины и степени отвислости, обозначив эти показатели буквами латинского алфавита от A до D (сегодня таблица растягивается до бесконечности). До того производившим бюстгальтеры "компаниям приходилось полагаться на способность чашечек растягиваться, чтобы вмещать груди различной глубины".

На на стыке искусства и техники

"Этот предмет нижнего белья – сложное в техническом отношении изделие, состоящее из множества мелких кусочков ткани. Оно создается с учетом многочисленных размеров для чашечек разной формы и т.д. Этот предмет туалета нуждается в ежедневной стирке, поэтому его швы и конструкция должны быть чрезвычайно прочными. Он разительно отличается от всех прочих элементов гардероба. Он находится в непосредственном контакте с кожей и должен быть сверхплотным, - объясняет Томасс. Она вспоминает, какой фурор в индустрии одежды и нижнего белья произвела лайкра (Lycra), когда эта сверхэластичная и прочная ткань стала широко применяться дизайнерами и производителями в 1980-е годы. "Она дала новые возможности, как для удобства, так и для моделирования. Я всегда обожала картины Варгаса, изображавшие девушек-пинап в нижнем белье. Оно выглядело, как их вторая кожа. Мы смогли добиться такого эффекта только с пришествием лайкры".

(Альберто Варгас (1896 – 1982), американский художник перуанского происхождения, один из ведущих мастеров стиля пинап (Pin-up) – эротичных изображений привлекательных молодых женщин в разной степени одетых или раздетых. Новый взлет его карьеры пришелся на 1960 год, когда Хью Хефнер пригласил Варгаса в Playboy. Он создал для журнала 152 картины, изображавших гламурных и сексуальных 19-летних красавиц. – Ред.)

Гигантский бюстгальтер
Лоран Бийон отметил в 1989 году 100-летие бюстгальтера этой гигантской конструкцией

Невозможно с точностью до года определить, когда именно впервые был изобретен бюстгальтер. Первые изображения похожего предмета женской одежды восходят к временам Древней Греции. Современный бюстгальтер часто пытаются представить преемником корсета, хотя эта теория подвергается сомнению. Во время раскопок в одном из замков Австрии в 2008 году археологи извлекли на свет божий обрывки четырех бюстгальтеров, удивительно похожих на современные образцы нижнего белья. За этой находкой, сделанной в замке Лендберг в Восточном Тироле, последовали обычные в подобных случаях дебаты на тему, что было раньше, - курица или яйцо.

"Эволюция порой берет передышку, - утверждает Беатрикс Нутц, археолог и исследователь из Университета Инсбрука, чьи слова цитирует Smithsonianmag.com. – Греческий математик и географ Эратосфен (276-195 гг. до н.э.) знал, что наша планета имеет форму шара и даже вычислил длину ее окружности, но, тем не менее, в Средние века люди верили, что Земля – это плоский диск. Определенно, бюстгальтеры по степени важности даже отдаленно не могут сравниться со знанием об истинной форме Земли, но очевидно, что в свое время они были изобретены, вышли из моды, подверглись забвению, а затем, предположительно, изобретены заново в XIX веке.

Нутц цитирует два старинных источника, отсылающих нас к ранним версиям бюстгальтера. "Французский хирург Анри де Мондевилль (1260 – 1320) поведал, как поступали женщины, чьи груди были слишком велики. Они вкладывали в платья два мешка, совместив их с грудями, тщательно закрепляли мешки, помещали в них груди каждое утро и затягивали их, по возможности, подходящей лентой, - говорит она и приводит выдержку из художественной литературы. - Неизвестный немецкий поэт XV века писал в сатирическом стихотворении: "Многие женщины делают по два мешка для грудей, с которыми разгуливают по улицам, чтобы молодые мужчины, взглянув на них, могли увидеть, какие у них красивые груди".

Буря в чашке размера D

Дом моды Cadolle, один из старейших во Франции производителей нижнего белья, "оказал невероятное влияние на внедрение в обиход того бюстгальтера, каким мы знаем его сейчас, - говорит Колин Хилл, ассоциированный куратор по теме аксессуаров в музее моды и технологий, она же – организатор выставки "Напоказ: история нижнего белья".

Мадонна в бюстгальтере с коническими чашечками
Мадонна в турне 1990 года выступала в бюстгальтере с коническими чашечками, созданном Жан-Полем Готье

И в самом деле, фирма Cadolle утверждает в разделе Histoire на своем сайте, что честь изобретения бюстгальтера принадлежит основательнице компании Эрмини Кадолль, "феминистке и революционерке", (а также близкой подруге Луиз Мишель, гранд-дамы французской и мировой анархии). "В самом конце XIX века, во времена Belle Epoque, "Прекрасной эпохи" модерна и декаданса, она решил освободить женщин, вызволив их из тисков корсета. Тогда-то она и явила миру эту маленькую вещицу, которая сегодня известна как бюстгальтер.

"Раньше я изучала созданный Руди Гернрайхом (прозрачный) "не-бюстгальтер". Он имел большой успех и хорошо продавался. Он оказал довольно большое влияние (на мир моды), в чем вы можете убедиться на примере 1970-х годов. Очевидно, что люди были готовы воспринять этот стиль в 1960-е годы. А вот в 1940-е – еще не очень. Речь тут на самом деле шла о том, чтобы выступить с декларацией о восприятии женского тела".

(Руди Гернрайх (1922 – 1985)– американский дизайнер одежды и нижнего белья австрийского происхождения. Он создатель купальников "унисекс" и "монокини", прозрачного бюстгальтера с мягкими чашечками и прозрачного платья, а также стрингов. Один из первых активистов движения за права геев в США. – Ред.)

Игра конусов

Тридцатью годами позже певица Мадонна реабилитировала бюстгальтер, который был отвергнут феминистками как символ угнетения женщины. В 1990 году Мадонна выступила со своим ставшим знаменитым творческим манифестом женской сексуальности и права на власть. Во время мирового турне Blonde Ambition World Tour года (во время которого она заявила об амбициях блондинки) певица представала перед публикой в корсетах с вмонтированными в них гипертрофированными бюстгальтерами конической формы.

Реклама Wonderbra "Привет, мальчики!" с Эвой Герциговой
Модель Ева Герцигова стала лицом и телом рекламной кампании фирмы Wonderbra "Привет, мальчики!"

Автором костюмов был Жан-Поль Готье, который на протяжении всей своей карьеры играл на нюансах, используя нижнее белье в качестве верхней одежды. "Это было провокационно, но при этом сексуально и игриво, - говорит Колин Хилл. – Мне очень нравилось читать о том, какой интерес питал Готье к корсетам и поясам для чулок. Когда он видел такие вещи в комоде своей бабушки, ему казалось, что они выглядят старомодно и странно. Превратить нечто подобное в модный предмет одежды было очень забавно".

Аналогичным образом скандальная рекламная кампания 1994 года торговой марки Wonderbra (дословно – "чудо-бюстгальтер") под названием "Привет, мальчики!" обыгрывала идею о праве женщин на демонстрацию собственной сексуальности. Ставший культовым снимок Эллен фон Унверт представляет на плакате звездную модель Еву Герцигову, чья ложбинка между грудями нарочито выставлена на всеобщее обозрение с помощью бюстгальтера "пуш-ап" с черными кружевными чашечками и поддерживающей конструкции из проволоки. Модель родом из Чехии утверждает, что идея рекламной кампании заключалась в демонстрации права женщин на самовыражение. Так, по крайней мере, говорится в статье в газете Evening Standard.

Укоренившийся в народном сознании миф о том, что акт сожжения бюстгальтера связан с феминизмом, передается из уст в уста, как сторонниками, так и противниками этого предмета женской одежды, говорит Колин Хилл. "Он относится ко времени акций протеста против конкурса "Мисс Америка" в 1968 году. Участницы протестной кампании заявляли, что конкурс "Мисс Америка" - это мусорный бак, в который они были намерены вышвырнуть много всего разного. И это были не только бюстгальтеры и пояса для чулок, хотя и они отправились туда. Такая же участь ждала туфли на шпильках, косметику и женские журналы. Но настоящего костра из всего этого добра не было. По-моему, есть всего лишь один человек в истории, который утверждает, что мол, да, сожгли. Большинство людей говорит, что имел место некий символический акт сожжения. Женщины действительно побросали все эти вещи в мусорный бак, но, поскольку соблюдалась инструкция по пожарной безопасности, никто ничего не жег".

Шанталь Томасс некогда сбросила с себя бюстгальтер, отметив тем самым наступление праздника женской свободы, но, в конце концов, вернулась в его объятия, признав этот элемент нижнего белья символом абсолютной женственности. Так что борьба идей и мнений вокруг этого предмета женского гардероба, чья эволюция постоянно продолжается, не затихает и поныне. В этой борьбе сталкиваются и самовыражаются самые разные личности и концепции.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Каптча: